Бюджетирование – оценка длительности
Решения и услуги Новости компании
10 февраля 2014г. ОАО «БК Софт» (BC Soft) и ООО «ФИТКОН», входящие в Группу ITG Consulting, завершили настройку процессов обмена электронными счетами-фактурами в российском представитель стве концерна АББ.
Рады сообщить о старте системы ИУС П ГК и о начале проведения опытной эксплуатации.

Все новости...
Главная » Пресс-центр » Опубликованные статьи

Бюджетирование – оценка длительности

 Муковоз Илья Сергеевич - Директор департамента BI решений.

Оценка длительности реализации задач бюджетирования

Как было рассмотрено в предыдущих материалах, неотъемлемым условием реализации работоспособной и функционирующей системы бюджетирования является наличие методологии. Это не новость, это аксиома, которая теперь понятна большинству Заказчиков и консультантам решившимвзяться за реализацию задач бюджетирования. Но, как показывает практика внедрения систем бюджетирования, одной методологии недостаточно. Типичная ситуация на проекте это когда методология внедряемой системы бюджетирования пишется высококлассными специалистами, специализирующимися исключительно на этом направлении, согласуется с Заказчиком и оставляется как результат этапа проекта, а команда методологов растворяется. Команда внедрения при входе на проект получает готовый свод правил и требований говорящий каким должно быть «счастье», как и что должно быть реализовано. Но, красивая и местами даже правильная методология оказывается совершенно не адаптированной к программным продуктам, на базе которых будет выполняться реализация проекта.

Начинается крайне трудоемкий процесс адаптации, а вот кого к чему – зависит от гибкости системы и доступности методологов и профессионализме консультантов. Процесс «адаптации системы» под методологию, равно как и обратный процесс: «адаптация методологии» под систему могут длиться долго и, по сути, могут стать незапланированными затратами как для Заказчика, так и для Исполнителя.
При внедрении систем бюджетирования крайне важно выделять как «Перечень работ по методологии», так и «Перечень технологических работ» и оба перечня должны выполняться в одном информационном пространстве, в одной среде, максимально параллельно.
Методологи должны быть не только постановщиками задач, но и участниками процесса реализации и внедрения, участниками процесса адаптации методологии к внедрению, симметрично, от разработчиков должна поступать обратная связь, влияющая на адаптацию решений и оптимизацию методологии. Другими словами, методология может и должна улучшаться и адаптироваться за счет привнесения в нее идей по возможным вариантам реализации от разработчиков.

Типичной ошибкой Заказчика является преждевременный отказ от методологов (особенно если они являются внешними подрядчиками) сразу после завершения работ по подготовке методологии. Упование на экспертизу внутренней команды методологов является рискованным т.к. на рынке нет курсов обучающих, как транслировать бизнес-методологию в технические постановки для разработчиков в нотации привязанной к реализуемой модели данных и ее терминам.
Задачи, возникающие при реализации систем бюджетирования можно разделить на три условных категории:

  1. Задачи Бизнес-консалтинга;
  2. Задачи ИТ-консалтинга;
  3. Задачи Бизнес и ИТ-консалтинга.

Задачи бизнес-консалтинга условно делятся на подзадачи разработки и адаптации методологии, в зависимости от сложившейся на проекте ситуации. Худший вариант – когда первым этапом разработана методология совершенно не адаптированная к программному продукту, в этом случае  затраты по проекту могут увеличиться из-за необходимости выполнения задачи адаптации методологии.

Бизнес-консалтинг
  1. Разработка методологии бюджетирования:
    1. Разработка положений и регламентов;
    2. Разработка финансовой структуры;
    3. Разработка бюджетной структуры;
    4. Разработка альбома бюджетных и отчетных форм;
    5. Разработка бюджетной модели данных;
    6. Разработка справочников  и таблиц соответствия;
    7. Разработка методика сбора факта;
    8. Разработка рекомендаций к изменению бизнес-процессов;
    9. Разработка рекомендаций к обновлению нормативной документации.

Ориентировочная длительность: 4-8 месяцев.

Бизнес-консалтинг
  1. Адаптация существующей методологии под автоматизацию
    1. Адаптация положений и регламентов;
    2. Адаптация финансовой структуры;
    3. Адаптация бюджетной структуры;
    4. Адаптация альбома отчетных форм;
    5. Адаптация бюджетной модели данных;
    6. Адаптация справочников и таблиц соответствия между ними;
    7. Адаптация методики сбора факта.

Ориентировочная длительность: 2-6 месяцев.

Работа ИТ консультантов подразумевает передачу Заказчику работающего функционала с гарантией  его работоспособности.

ИТ-консалтинг
  1. Автоматизация бюджетного управления
    1. Работающая система с гарантией поддержки 1 бюджетной компании полного цикла;
    2. Актуальные инструкции, регламенты, спецификации, справочники, модели данных;
    3. Пользователи, подготовленные к работе в системе;
    4. Ключевые пользователи, управляющие процессами и развитием системы.

Ориентировочная длительность: 6-18 месяцев.

Третья категория задач, это задачи Бизнес и ИТ-консалтинга обеспечивающие формирование внутренней службы поддержки и сопровождения, а также решение задач аудита качества.

Бизнес и ИТ-консалтинг
  1. Построение службы внедрения и поддержки
    1. В компании формируется внутренняя группа методологов, владеющие знаниями, необходимыми для актуализации проектной документации;
    2. В компании формируется внутренняя команда разработчиков, владеющих знаниями, необходимыми для модификации настроек и подержания системы в рабочем состоянии;
    3. Выстраивается процесс осуществления поддержки и развития системы;
    4. Разрабатывается документация, определяющая требования и правила поддержки системы и внесения в нее модификаций.

Ориентировочная длительность: 2-4 месяца.

Бизнес и ИТ-консалтинг
  1. Аудит качества решения
    1. Формируется отчет об аудите бюджетного процесса, его эффективности и возможной автоматизации;
    2. Формируется отчет об аудите работы системы, качества и оптимальности настроек. Возможности для модификации и расширений;
    3. Разрабатываются рекомендации по развитию системы.

Ориентировочная длительность: 2-4 месяца.

На практике, ключевым условием достижения конечной цели, а именно: реализации работающей системы бюджетирования, является применение принципа распределения ответственности.
Принцип распределенной ответственности – это принцип, по которому Методолог не исчезает в самом начале проекта, после сдачи методологической документации, а несет ответственность перед Заказчиком за сдаваемый ему функционал.
Принципы построения цепочки ответственности:

  1. С Заказчиком работает Методолог;
  2. Методолог формулирует постановку Разработчику;
  3. Разработчик сдает результат Методологу;
  4. Методолог демонстрирует и защищает реализацию перед Заказчиком (а не Разработчик).

Только такой принцип организации ответственности позволяет реализовать работающую систему бюджетирования и решить задачи автоматизации уникальных процессов планирования и бюджетного управления Заказчика.
Принцип распределенной ответственности уже был проверен и апробирован на нескольких проектах и доказал свою состоятельность.